Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Лазарева Суббота

Общее воскресение,/ прежде Твоея страсти уверяя,/ из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе, победителю смерти, вопием: / осанна в вышних, // благословен Грядый во имя Господне.

За плечами у нас остался путь Великого поста, длинною в сорок дней. У порога Страстной седмицей мы пытаемся осознать, как прошли эти сорок дней? Как всегда, перед решающим внутренним сражением, Господь укрепляет телесные силы - небольшим послаблением в посте, а наши духовные силы - Своим Словом: Он предвозвещает нам Свое Воскресение, воздвигая из мертвых четверодневного Лазаря.

Подробное описание этого события мы находим в Евангелии от Иоанна - глава 11, которая читается на Литургии в субботу, но уже на службе в пятницу вечером на кануне Лазаревой Субботы, мы слышим творение благочестивого царя Льва Премудрого: «и бысть Лазарь пакибытия проображение спасительное». Внимательная к словам службы душа тут же откликается на них таким тихим, еще зарождающимся чувством радости грядущего Воскресения Христова.

Дальше мы слышим: «В Вифанию пришел еси, да возставиши Лазаря: и прослезився над ним законом естества человеча». И перед нами предстает Господь, который при встрече с сестрой Лазаря Марией и видя ее скорбь «Сам восскорбел духом и возмутился» (Евангелие от Иоанна гл. 11, 33). «Прослезился еси Господи, над Лазарем, показуя воплощение смотрения Твоего, и яко естеством Бог сый, естеством по нам был еси Человек». (канон праздника - творение Пр. Андрея Критского).

Буквально миг назад, нам была открыта Божественная Природа Господа, Который может воздвигнуть четверодневного Лазаря из мертвых, и в то же мгновение мы встречаемся с Его Человеческой Природой. «Иисус прослезился» (Евангелие от Иоанна гл. 11, 35) Господь любил семью Лазаря, Он часто останавливался у них в Вифании, разделял с ними трапезу по всем правилам восточного гостеприимства, беседовал с ними. Лазарь был близким для Господа человеком, и Он по-человечески очень сочувствует сестрам в утрате их брата и своего друга Лазаря. Однако, Он Бог. Он знает помышления всех сердец людей, и ему открыто сердце Марфы, которая исповедует его Господом, но при этом не до конца понимает Его Божественные возможности. Ее скорбь настолько закрывает ей сердце, что она решается указать Господу, зачем надо отваливать камень от гроба, ведь Лазарь уже давно мертв и смердит? Господь слышит помышления иудеев, которые пришли вслед за Марией по иудейской традиции утешать родных умершего и участвовать в печальных обрядах в течение семи дней после кончины. Некоторые «сердца» видят в слезах Спасителя Его Любовь, и говорят: «смотри, как Он любил его» (Евангелие от Иоанна гл. 11, 36). Но уста других, видя эти же слёзы, говорят от иного избытка своего сердца: «не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?» (Евангелие от Иоанна гл. 11, 37).

Господь идет ко гробу в сопровождении Марии и остальных людей. Мы идем за Господом. «Иисус же, опять скорбя внутренне, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней» (Евангелие от Иоанна гл. 11, 38)

Читая эти строки Евангелия невольно вспоминается октябрь прошлого года, когда мы совершили нашу «малую Лазарева субботу» в рамках паломнической поездки по местам Палестины, описным в Священном Писании, и читали этот же отрывок из Евангелия рядом с гробом Лазаря.

Страница из сборника паломника с засушенной на память мимозой из Вифании.
Группа наших паломников у входа в гроб Лазаря.

 

На месте Вифании сегодня расположен арабский городок Аль-Азари́я, что в переводе с арабского означает «место Лазаря». Территориально это место находится на юго-восточном склоне Елеонской горы, примерно в 3 км от Иерусалима. Принимая во внимание рельеф дороги и жаркий климат, минут за 40 можно было дойти от Святого Града до дома Лазаря в Вифании. Правда, сегодня пешком дойти до Иерусалима затруднительно, поскольку городок расположен на палестинской территории, и отделен в целях безопасности Израильским разделительным барьером (в некоторых местах представляет собой бетонную стену высотой 8 м).

Израильский разделительный барьер.

Аль-Азари́я, что в переводе с арабского означает «место Лазаря».

На красной стрелке-табличке надпись: Гробница Лазаря.

Из автобуса мы поднимаемся вверх по дорожке к гробу Лазара. Над головой – чистое сине-голубое небо, вдоль дорожки светлые дома с плоскими крышами, оливковые деревья с созревшими темными оливами, оранжевые остатки пушистых шариков мимозы и шикарные ярко-розовые бугенвиллии. Воздух свежий. Пахнет немного кардамоном и кофе из маленьких магазинчиков.

Остатки октябрьской мимозы и избытки октябрьской бугенвиллии.

Белые дома с плоскими крышами, чтобы можно было надстраивать вверх.

Оливковое дерево со спелыми черными оливами.

 

Гроб Лазаря, как все древние семейные иудейские гробницы состоятельных людей, был высечен в скале. Сегодня же он расположен глубоко в земле и вниз ведут достаточно крутые ступени, по которым спускаешься в темную тесную пещеру, где устроены несколько «ниш» для погребения умерших.

Спускаемся по крутым ступеням в гробницу.

Место погребения Лазаря («камера» внизу).
На стене надпись на табличке: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа»
(1Кор. 15:55)

 

В само же место погребения Лазаря можно проникнуть только ползком. Из этой «камеры» после четырех дней, услышав слова Христа, воскрес и вышел в погребальных пеленах Лазарь. «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет». (Евангелие от Иоанна гл. 11, 44).

Вот так оживают строки Священного Писания, после прочтения пятого Евангелия, как называют Святую Землю. После посещения Палестины, что-то изменяется внутри, очень хочется сохранить полученный опыт, хочется читать Писание более осмысленно, представляя увиденные места, размышляя над тем, что остается между строк, о чем молчит Писание …

По древнему Преданию Лазарю было 30 лет на момент воскресения, потом он жил еще где-то 30 лет, но уже другим человеком, он вел очень строгую жизнь и, как говорят, на его лице больше не видели улыбки. Закончил он свою земную жизнь на Кипре, куда уехал из родной Вифании, потому что после воскресения его жизнь была в опасности. Ведь хотя некоторые их иудеев уверовали во Христа, но были и такие, которые даже видя такое чудо, не смогли отвалить камень от пещеры своего сердца и выйти на встречу Спасителю.

Дальше нас ждет путь в Иерусалим за Господом, сначала праздничный и смиренный Вход Господень в Иерусалим, а потом Великий Крестный, который ведет к Светлому Христову Воскресению! Помогай нам всем Господь!

Текст: Никольская Елена
Фотографии: Никита Усков, Вадюхина Елена и Никольская Елена